Soft skills становятся все важнее. Более 90% респондентов опроса Deloitte 2016 года назвали их «критическим приоритетом». Они также указали, что soft skills могут способствовать удержанию сотрудников, укреплению лидерства и формированию культуры в компании.
При этом, как отмечают рекрутеры, в компании приходит поколение Z – люди, отлично подкованные технически, но имеющие большие проблемы с soft skills. А между тем без этих компетенций карьерный рост почти невозможен. Поэтому организациям имеет смысл вкладываться в их развитие. Особенно это касается эмоционального интеллекта, умения сотрудничать и вести переговоры.
Крупные российские компании уже используют этот тренд. Например, в корпоративном университете Skyeng Skyway есть курсы общения с командой, стрессоустойчивости, искусства публичных выступлений и т. д. В перспективе такая система обучения позволит быстрее адаптировать новичков, продлить срок жизни сотрудников в компании, повысить эффективности работы и улучшить бизнес-показатели.
Если ставка на развитие soft skills кажется вам сомнительной, попробуйте обучать сразу нескольким «мягким» навыкам в связке или объединить hard и soft skills в одном тренинге. Например, некоторые компании практикуют разговорные клубы, в которых на английском обсуждают, как развить стрессоустойчивость или научиться тайм-менеджменту.
Похожий подход применяется и к профессиональным курсам: студенты изучают английский на бизнес-кейсах из своей отрасли. Это позволяет одновременно прокачивать профессиональный английский и знакомиться с современными западными методиками и кейсами.
О геймификации в обучении говорят уже не первый год, но все равно есть те, кто не совсем понимает суть явления. По словам Кэмерона Бишопа, многие считают, что внедрить геймификацию означает превратить свой курс в некое подобие видеоигры.
На самом же деле геймификация – не что иное, как процесс встраивания прогрессивной системы вознаграждений в обучение. Это может быть что угодно: присвоение очков, списки лидеров и т. д. Мозг человека в буквальном смысле подсаживается на ощущение победы, а это увеличивает мотивацию пройти курс, даже когда не слишком хочется.
Геймификацию можно добавить практически в любой формат обучения, а не только в онлайн. Отличный пример – «Додо Пицца», которая предлагает своим сотрудникам, изучающим английский, поучаствовать в соревновании. Студенты сдают промежуточные тесты: чем больше баллов наберешь, тем выше окажешься в турнирной таблице. Те, кто показал самый большой рост в баллах, получают призы – бесплатные уроки. Такой соревновательный момент помогает добиться регулярного посещения занятий и быстрого прогресса у учеников.
Еще один интересный трюк, который используют российские компании, – внутренняя валюта. Ее выдают за прохождение курсов или достижения в учебе. Заработанные «деньги» можно обменять на полезные приложения, другие курсы, сувенирную продукцию или дополнительный отпуск.
Сотрудники хотят работать в организациях, которые обеспечивают личное и профессиональное развитие, и они считают это решающим фактором при поиске новой работы или решении остаться у своего нынешнего работодателя.
По данным портала Rabota.ru, для молодежи в возрасте от 18 до 24 лет при выборе работодателя оказалось важно обучение за счет компании. В целом же 18% россиян считают, что регулярное повышение квалификации – главный фактор успешного карьерного роста.
Также считается, что учеба может помочь справиться с профессиональным выгоранием. Поэтому Кэмерон Бишоп советует использовать обучение как козырь в рекрутинге и управлении персоналом и рекомендует добавить его в соцпакет наряду с медицинским обслуживанием или спортзалом.
Использовать обучение для привлечения и удержания кадров можно, даже если бюджет компании ограничен. Например, можно оплачивать только 50% стоимости обучения. Часто сотруднику достаточно того, что компания решает за него вопрос с поиском провайдера или подходящей программы обучения.
Также многие провайдеры обучения предоставляют корпоративным клиентам специальные цены и льготные программы. Ваша компания может использовать такой бонус, фактически не потратив ничего на обучение, но получив при этом лояльность сотрудников.
Привычную всем нам со школы универсальную схему обучения на западе называют «один размер для всех». Если вы когда-нибудь примеряли одежду с таким ярлыком, то знаете: на самом деле она подходит далеко не всем. То же самое происходит и с обучением, поэтому современный подход ставит в центр конкретного ученика с его опытом, рабочей средой, производительностью и технологической подкованностью.
Российские компании все чаще понимают, что универсальный курс дает мало результатов. Особенно это касается тех, кто работает в сложных нишах и тех, у кого много разных специалистов, которым нужны специфические знания. Даже на примере английского курс для программиста и HR-а будет различаться лексикой, материалами, набором отрабатываемых навыков. Так что же делать?
Кэмерон Бишоп предлагает использовать те же схемы, которые используют сегодня соцсети и сервисы: Google выдает результаты поиска с учетом предыдущих запросов, YouTube автоматически воспроизводит похожие видео на основе того, что смотрел пользователь.
Для потребителя учебных курсов ролики на вашем YouTube-канале, учебная сессия в классе, открытый онлайн-курс или публикация на Facebook Workplace – это элементы, которые можно превратить в учебный контент.
Если вам кажется, что все это слишком трудно и ресурсоемко, начните с малого. На первом вводном уроке в нашей школе мы узнаем у будущего ученика для каких целей он собирается учить английский, какие темы ему интересны, каких навыков не хватает. Вы легко можете сделать то же самое и скорректировать программу.
Периодически проводите опросы обучающихся, чтобы понять правильный ли курс вы выбрали. Нередко с их помощью можно найти ценные инсайты или рекомендации и скорректировать программу. Ну и, наконец, постарайтесь изучить, как полученные на обучении знания применяются в работе каждым сотрудником.
Согласно исследованию, проведенному LinkedIn в 2018 году, самая большая проблема – заставить сотрудников уделять время учебе. Большинство работников сегодня просто не могут позволить себе потратить несколько рабочих часов в неделю на прохождение курсов.
Чтобы сократить время на обучение, стоит использовать современные технологии: занятия на различных виртуальных платформах, мобильные приложения и т. д. Они помогут сотрудникам самостоятельно выстраивать график занятий и совмещать обучение с другими делами.
Российские компании пока еще настороженно относятся к цифровому обучению. Согласно исследованию Skyeng только 20% компаний выбирают занятия онлайн. Возможно, все дело в том, что и руководству, и самим ученикам пока привычнее офлайн-занятия.
Однако те, кто попробовал онлайн, оценили удобство формата. Мы провели эксперимент в одной из наших компаний-клиентов, руководство которой настороженно относилось к занятиям онлайн: параллельно с привычным форматом занятий в группах сотрудникам предложили попробовать учиться онлайн. Через год обучения по такой схеме компании пришлось отказаться от услуг второй школы, так как желающих обучаться в группах офлайн просто не осталось.
Знание трендов корпоративного обучения позволит вам понять, правильно ли выстроена система в вашей компании, почему обучение работает не так, как вам хотелось бы, и сделать его эффективнее. Следуя тенденциям, вы можете сделать учебу реальным средством улучшения бизнеса, а не напрасной тратой времени и бюджета.