Стратегическая сессия – как правильно подготовиться

Стратегическая сессия – как правильно подготовиться

Вторая половина года – период активного проведения стратегических сессий. Компании готовятся к периоду бюджетирования на следующий год и хотят уточнить свои стратегические приоритеты. Часто заботы по организации сессии ложатся на HR-директора. Но если просто вырвать сотрудников из суеты и вывезти их за город, они от этого не начнут мыслить стратегически, и от сессии будет очень мало толку.

Качество сессии – прямое продолжение культуры компании. Если в компании приветствуется открытый диалог, если в ней топ-менеджеры не столько «закрывают функции», сколько определяют путь развития компании, таких людей есть смысл везти на сессию. Если стратсессию проводит компания с авторитарной культурой управления, то ее лучше стоит проводить без первого лица. Если проводить вообще.

Качество сессии – прямое продолжение уровня знаний и мышления топ-менеджеров. Если топ-менеджеры – это просто функциональные директора, то каждый из них, словно тот человек, работающий молотком, видит весь мир гвоздями. Директор по логистике понимает все про логистику, директор по продажам – про каналы сбыта. А кто понимает про бизнес? Про клиента? Про цепочку создания ценности? Когда директор, а когда никто. Иногда маркетолог. Если все эти узкие специалисты сядут за один стол, они не сумеют создать цельной картины. Если в вашей компании это так, нужно заранее, хотя бы за месяц, максимально глубоко вовлечь всех директоров в обсуждение рынка, клиентов и их ценностей, порисовать цепочки создания ценности внутри компании, обсудить, как каждый из отделов влияет на итоговую ценность. Если незадолго до сессии ее будущие участники смогут ознакомиться с опытом передовых компаний, «расширить сознание» перед тем, как будут обсуждать собственную судьбу, это существенно повысит качество будущей работы. Иначе самым инновационным предложением на сессии станет экономия ФОТ.
графическая-фасилитация-стратегическая-сессия.jpg

Качество сессии – прямое продолжение маркетинговой работы в компании. Предположим, у нас есть креативный, активный и позитивно мыслящий директор по производству, который очутился на сессии. У него множество идей, и он настойчиво им всем предлагает. Но если он, по причинам, указанным выше, редко покидает свое производство и мало что знает о том, что творится вокруг, он может предложить прекрасную, но нереализуемую с рыночной точки зрения идею. Что делать с этой идеей? Бить производственника по рукам? Нельзя, иначе это будет его последней идеей.

Как минимум за несколько дней до сессии отдел маркетинга должен создать и распространить справку о состоянии рынка для всех участников, изложенную понятным им языком.

Что происходит на рынке, куда он движется и почем?

Качество сессии – прямое следствие качества подготовки. Я начинаю подготовку за месяц-полтора, проясняя цели и задачи всех участников процесса, в первую очередь собственника, директора, некоторых топ-менеджеров. Для этого достаточно поговорить с ними хотя бы по скайпу. Прояснение целей – задача модератора. Кроме того, HR-директор должен ввести модератора в курс того, какова культура компании, какие приемы проведения сессии будут приняты аудиторией, а какие отвергнуты. Например, часто для проведения сессий приглашают коучей. Но если коуч никогда не был сам руководителем компании, он не всегда понимает, как отзовутся в аудитории стандартные коучерские приемы. Коучи любят вовлекать, любят игры, но это ложится хорошо далеко не на каждый коллектив – и это нужно знать и предусматривать заранее. Модератор сессии должен ознакомиться с ключевыми рыночными особенностями, трендами, положением компании на рынке.

Сессия – это просто «мозговой штурм» и не мероприятие командообразования. Командообразование является, в моем представлении, скорее побочным эффектом сессии. Конечно, если группа «включилась», если появились новые идеи, если внезапно, с ощущением сложившегося паззла, у всех участников собралась воедино общая картина – эти люди выйдут с сессии не такими, как пришли на нее. Но чтобы это случилось, модератор должен не просто уметь «раскачать» людей – это должен быть человек с бизнес-опытом и бизнес-мышлением, а не массовик-затейник, пусть и весьма одаренный.
Хорошо подготовленная и проведенная стратсессия может придать компании существенное ускорение, открыть новые горизонты, сплотить коллектив. Плохо проведенная сессия, наоборот, оставит горькое послевкусие и отбросит команду еще дальше назад. Однажды я проводил сессию в коллективе, где она стала то ли пятой, то ли шестой по счету. Все предыдущие казались членам команды пустым препровождением времени в их законный выходной, и когда собственник объявил о новой сессии, топ-менеджеры, не особо скрываясь, закатили глаза, как подростки. Мне стоило большого труда включить их в работу, и время, потраченное на это, было «украдено» у тех, на самом деле, немногих продуктивных часов, которые есть в команды во время двухдневной сессии.

Два дня работы топ-менеджеров стоят очень дорого. Два неэффективных дня работы топ-менеджеров стоят еще дороже, так как «шлейф» неэффективной работы тянется за ними еще долго. Проведите свою сессию эффективно!

Автор: Святослав Бирюлин, Sapiens Consulting

Источник