Мой многолетний опыт работы как консультанта и бизнес- тренера в организациях, профессия психолога, соответствующая литература, позволяют делать весьма неутешительный вывод о низкой продуктивности групповых организационных коммуникаций таких, как совещания, собрания, «стратегические сессии», «рационализаторские сессии», «встречи членов «кружков качества», групповые встречи членов проектных групп, управленческой команды и пр.
И причиной тому является целый комплекс факторов, - начиная от культуры организации и стиля менеджмента, до отсутствия реальных знаний и навыков руководителей (ведущих) подобного рода заседаний.
Эффективное управление группой - это слагаемые умения хорошо формулировать задачи, организовать внешние условия взаимодействия, держать два пласта коммуникации: деловой и межличностный, грамотно использовать приемы и методы повышения творчества, системность и пр.
Наиболее часто используемые понятия, относящиеся к обсуждаемому вопросу: "фасилитация", "модерация", "методы оптимизации творчества", "методы принятия решений" и пр., которые пересекаются как в основных идеологиях, так и в используемых методах.
Один из самых распространенных терминов, относящихся к управлению группой, собравшейся для решения деловых задач, который используется в нашей стране – это «фасилитация» - термин от глагола «facilitate», который обозначает «облегчать», «помогать», «способствовать».
Фасилитация – проведение конструктивных групповых обсуждений, направленных на выявление проблем, наработку идей, принятие решений и пр.
Существует большое количество «инструментальных» подходов, технологий и методов, помогающих участникам групп осуществлять эффективную деловую коммуникацию. Это и методы сбора идей, и аналитические, и методы принятия решений, которые используются в разных контекстах в зависимости от поставленных задач. Широкой популярностью пользуются такие технологии, как «Мировое кафе», «Open Spase», «Динамическая фасилитация» Рона и пр. Они отличаются наличием определенных принципов и правил, последовательных этапов работы и конкретных используемых средств.
Регулярное использование такого рода подхода к деловому групповому взаимодействию хотя бы на уровне руководителей, фактически приводит к эффектам усиления «командности», к деловому сотрудничающему стилю коммуникации в организации.
К сожалению, очень часто в публикациях, посвященных этим вопросам (особенно в интернете), недооценивается значение системного подхода к построению фасилитативных процедур, в пользу использования отдельных, вне контекста, приемов, легковесных коммуникативных «развлечений», ориентированных на высокомотивированных участников без привязки получаемых результатов к реалиям воплощения.
Основными компетенциями хорошего ведущего - фасилитатора является знание социально-психологических закономерностей функционирования группы, владение методами, повышающими творчество группы, владение методами фиксации результатов, навыками коммуникации, структурированным мышлением.