9 soft skills, которые нужны вам, если хотите стать руководителем

9 soft skills, которые нужны вам, если хотите стать руководителем

Надоело быть рядовым сотрудником и есть желание стать руководителем? Для этого недостаточно обладать только профессиональными навыками. Важны ещё и так называемые soft skills, которые позволят эффективно и гармонично управлять командой.
Само определение soft skills очень расплывчато, поскольку критерии эффективности в каждой компании свои. А уж о гармоничности тем более можно судить лишь по косвенным признакам. Например, таким, как благоприятная обстановка в коллективе, удовлетворённость сотрудников работой.

Но в любой компании оценят руководителя, который обладает этими 9 качествами.
1. Умение договариваться

Как правило, руководитель ежедневно общается с большим количеством людей. Он сталкивается с необходимостью вести переговоры и решать самые сложные задачи. Умение слушать, слышать людей и договариваться с ними помогает находить компромисс. 

Многие рекрутеры считают, что именно с этим качеством у российских руководителей проблемы. Связано это с особенностями развития экономики России. При плановой экономике не надо было договариваться, потому что всё заранее прописано. А сейчас во многом от этого зависит успех деятельности.

2. Наличие креативности

Она нужна руководителю как для решения тактических, так и стратегических задач. Если говорить о коммерческих компаниях, то в условиях рыночной экономики выживают те, которые первыми предлагают конкурентоспособные продукты и востребованные услуги. Для этого необходимо вовремя выдвигать новаторские предложения и креативные идеи.

3. Способность предотвращать и разрешать конфликты

В любом коллективе чаще или реже возникают конфликтные ситуации. Роль руководителя заключается и в том, чтобы мягко, дипломатично, конструктивно урегулировать их без ущерба для рабочего процесса, с учётом интересов всех сотрудников. Для этого надо понимать природу противоречий и конфликтов между людьми, оценивать последствия тех или иных решений, вежливо и грамотно объяснять участникам конфликта о возможных вариантах решения проблемы и разряжать накалённую обстановку в коллективе.

4. Наличие эмпатии

Эмпатия представляет собой осознанное понимание внутреннего мира и/или эмоционального состояния другого человека. А значит эмпатом считается тот человек, который умеет определять настроение собеседника и соответствующе реагировать на него. Без этого качества трудно войти в доверие к сотрудникам, ведь люди чувствуют, насколько их понимают и сопереживают им в той или иной ситуации.
Поэтому очень важно развивать эмоциональный интеллект, особенно если вы претендуете на руководящую должность.

5. Самодисциплина и умение планировать своё время

Вряд ли человек, который не умеет организовать и планировать своё время, сможет рационально распределить задачи между подчинёнными. Поэтому всегда надо начинать с себя и системно относиться к рабочему процессу, уметь расставлять приоритеты, концентрироваться на главном, управлять собственной активностью, анализировать затраты времени.

6. Умение держать слово

Когда первый человек в компании или отделе ответственно относится к делам и держит слово, он тем самым показывает хороший пример остальным. А значит, повышает шансы на успех всей команды.

7. Оптимистичный взгляд на жизнь

Одна из задач руководителя заключается в том, чтобы вдохновлять и поддерживать свою команду. Любая компания – зеркальное отражение её руководителя. Его настроение моментально передаётся другим сотрудникам. Поэтому если сам руководитель не верит в успех, его коллеги тоже опустят руки.
Но и это не всё. Оптимисту проще управлять командой, он быстрее предлагает эффективные решения, конструктивнее общается с сотрудниками, умеет их подбодрить, вселить уверенность и направить их усилия в нужное русло.

8. Умение быстро подстраиваться к новым условиям

Условия ведения бизнеса меняются стремительно, и без этого навыка у руководителя современная компания не выживет. Важно быть гибкими и прививать это всем сотрудникам компании.
Адаптивность нужна не только по отношению к внешним условиям, но и в коммуникации с коллегами, ведь все мы разные, у каждого свои особенности характера, амбиции. Намного проще договориться, если руководитель индивидуально подходит к каждому сотруднику.

9. Способность развиваться

Ещё один навык, который с каждым годом становится всё более востребованным. Без новых знаний и умений не удастся выигрывать в постоянно ужесточающейся конкурентной борьбе. Поэтому руководитель как первое лицо компании на своём примере должен демонстрировать, что образование, длиною в жизнь, – не просто дань моде, а необходимость.